Президент России тянул долго. До самого последнего дня. По статье 117 Конституции России у него было две недели, чтобы или утвердить или отклонить федеральный закон «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Закон был принят Госдумой 4 июля, одобрен Советом Федерации 11 июля, и лишь 26 июля Путин все-таки утвердил этот Закон.
Несмотря на то, что политологи в один голос говорят о том, что Договор между Татарстаном и Россией в нынешнем виде – выхолощен, что он носит декоративный характер, в нем все-таки сохранились нормы, которые в перспективе из мины замедленного действия вполне могут стать взрывными устройствами прямого действия.
Во первых – это само наличие договора. Дело в том, что многие татарстанские политики расценивают его как единственный документ «связывающий» Татарстан и Россию. Один из разработчиков документа, депутат Госсовета республики Марат Галеев так и заявлял: «В 1940 году были шероховатости с вопросом вхождения Прибалтики в состав СССР, и чем это кончилось мы увидели в 1990 году. Татарстан в свое время не подписал Федеративный договор и «юридически с Россией нас объединяет только Договор». Аргумент, конечно, сомнительные. Де-юре Федеративный Договор Минтимер Шаймиев (к слову, вместе с Джохаром Дудаевым), конечно, не подписал. Но жители республики де-факто его уже давно признали, поскольку пользуются всеми правами граждан России. Выезжая за пределы республики, не томятся в миграционных службах, оформляя разрешение на временное пребывание, отправляясь за границу, в графе гражданство пишут «Russia».
А довод о возможности развития событий по прибалтийскому сценарию и вовсе разворачивается на 180%, не в пользу Договора. Политологи одной из причин развала Советского Союза (не главной, но и не последней) называют то, что в Конституции СССР была предусмотрена норма свободного выхода союзных республик из состава СССР. И прибалтийские республики воспользовались этим правом. Сегодня же Договор о разграничении полномочий мжду Татарстаном и Россией означает фактическое признание того, что в России все регионы равны, но некоторые равнее и имеют особый статус. Значит, остается теоретическая возможность, что когда-нибудь, может через десять-двадцать лет, а то и еще позже этот самый регион может в одностороннем порядке расторгнуть Договор и выйти из единого политического, экономического, правового и т.д. пространства России. Сама возможность существования подобного сценария развития событий может серьезно дестабилизировать политическую ситуацию, поскольку дает региональной элите Татарстана возможность шантажировать Москву («Не дадите денег метро достроить – расторгнем Договор», «Не выпишите индульгенцию нашим коррупционерам – расторгнем Договор» и т.д.)
В Договоре закреплено право Татарстана выдавать паспорта граждан России с вкладышем на татарском языке. Такое уже было. В 2002 году. Тогда республика уже выдавала паспорта с вкладышем. Всем подряд. А если человек хотел получить обычный российский паспорт, он был обязан написать заявление на имя начальника районной милиции и объяснить, почему он не хочет получать паспорт с вкладышем на татарском языке. Не получится ли, что сегодня снова придется писать заявления, объясняться, доказывать?
Есть в Договоре и норма, прямо противоречащая Конституциям и России, и Татарстана. В документе закреплено, что для кандидатур, «вносимых на замещение должности высшего должностного лица Татарстана», предусматривается дополнительное требование – владение двумя государственными языками – татарским и русским. До 2005 года в конституции Татарстана существовала норма – ст.92, - определявшая, в том числе и то, что «президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан». Но в 2005 году, перед переназначением Минтимера Шаймиева на очередной президентский срок, эта норма из конституции была исключена, хотя в официальных изданиях документа и присутствует до сих пор со сноской «действие приостановлено». В тоже время ст. 29 конституции республики гласит, что «любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются». А пункт договора об обязанности президента Татарстана знать оба государственных языка – это ничто иное как «установление преимуществ» по языковому принципу. И самое парадоксальное, что языковой ценз, внесенный в Договор, лишает права быть президентом республики не только русских, но и четверть татар, не знающих родного языка.
К тому же в Договоре нет разъяснения, в каком объеме претендент на должность президента республики должен владеть языком. И кто будет определять уровень «владения языком»? Получается, что когда Минтимер Шаймиев уйдет на заслуженный отдых, прежде чем его преемник будет внесен Президентом России на утверждение Госсоветом республики, он должен будет держать экзамен непонятно перед кем на знание татарского и русского языков.
В конце прошлого года в Ульяновской области прошло широкомасштабное тестирование чиновничества на знание русского языка. Немногие достойно выдержали экзамен. А много ли в Татарстане политиков, знающих русский язык на уровне достаточном для получения положительной оценки при подобном же тестировании? Вот и выйдет, что экзамен не только по татарскому, но и по русскому языку не выдержит ни один претендент на должность президента Татарстана, будь он даже гением госуправления.
Ирек МУРТАЗИН, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований
PRS.ru